Минпромторг выступило за смягчение условий получения лицензии на розничную продажу алкоголя, предложив снизить требования к метражу соответствующих магазинов. Об этом рассказал заместитель министра Виктор Евтухов. Сейчас площадь магазинов, реализующих спиртное в городе, должна составлять не менее 50 кв. м (с учетом склада). Минпромторг предложил Минфину сократить этот показатель вдвое. «Мы направили в Минфин свои предложения, в том числе предлагаем изменить требования к метражу магазина: в городе 25 квадратных метров вместо 50, в селе — исключить требование к площади», — сообщил Евтухов. Ранее Минпромторг называл «избыточным» требование о метраже 50 кв. м в городе, но собственные предложения по необходимой площади не обнародовал. В сельской местности сейчас минимальная площадь магазина для торговли спиртным должна составлять не менее 25 кв. м. Как считает Евтухов, для устранения избыточного регулирования в сфере розничной торговли алкоголем необходимо также убрать из закона требование о наличии складских помещений в магазинах, а также упростить правила лицензирования. Еще одна инициатива Минпромторга — изменение размера госпошлины на получение и продление алкогольной лицензии и «привязка» ее к региону. Сейчас она для розничной продажи составляет 65 тыс. руб. за один год использования вне зависимости от региона. Как напомнил Евтухов, министерство предложило оставить действующую ставку только для розничных точек в Москве и Санкт-Петербурге. Для Севастополя и других городов (кроме поселков городского типа) стоимость лицензии предлагается снизить до 26 тыс. руб., для мелких населенных пунктов и сельской местности — до 3,5 тыс. руб. за один объект в год. «Не должно быть избыточного регулирования. Избыточные меры часто порождают нелегальный рынок и искажают конкуренцию. Чем проще и прозрачнее будут правила, тем объем нелегального рынка будет меньше», — заключил замглавы Минпромторга. Производители алкоголя поддерживают предложения министерства по либерализации торговли алкоголем. «Слишком жесткие требования к рознице привели к сокращению легальных торговых точек, причем часть из них трансформировалась в нелегальные», — подчеркивает председатель правления Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Дмитрий Добров. На данный момент в России работает 222 тыс. точек продажи алкогольной продукции. По данным Минпромторга, на долю нелегального крепкого алкоголя и суррогатной продукции сегодня приходится 50–70% рынка. По данным Росстата, производство водки в России в 2016 году увеличилось по сравнению с 2015 годом на 16,1%, до 73,2 млн дал, игристых вин и шампанского по итогам года снизилось на 8%, до 14,7 млн дал, производство коньяка — 7,6 млн дал. Продажи спиртного в перерасчете на абсолютный алкоголь составили 96,8 млн дал, что на 2,4% меньше уровня 2015 года (РБК).